Расчет и обустройство вентиляции при покраске

Вентиляционная в покрасочной камере – обязательный комплекс устройств, предназначенный для очищения помещения от токсичных паров и обеспечивающий циркуляцию воздуха. Если первая функция необходима для обеспечения безопасности оператора покрасочной камеры, то вторая требуется для самого процесса покраски, а именно удаления пыли и мелких грязевых частиц, содержащихся в воздухе.

вытяжки для покрасочной камеры
вытяжки для покрасочной камеры

Покраска машины – сложная процедура, для проведения которой должны быть соблюдены санитарно-гигиенические условия, включающие отсутствие посторонних частиц на поверхности окрашиваемого изделия.

Принцип работы покрасочной камеры

Вентиляция с фильтрующими клапанами выводит окрасочный туман из бокса наружу. В некоторых системах туман проходит через многочисленные уровни очистки и попадает наружу при помощи вытяжного вентилятора.

Свежая порция воздуха направляется в камеру приточным вентилятором и, пройдя через фильтры, заполняет бокс уже без содержания твердых частиц. Отсутствие вентиляции или ее недостаточное функционирование приводит к снижению уровня качества покрасочных работ.

Это связано и с некомфортными условиями работы операторов-маляров. Вытяжка в боксе должна быть установлена по всему периметру с дополнительными датчиками от пожара. К основным рабочим процессам относятся:

  • Свободный доступ чистого воздуха в бокс при высокой температуре.
  • Вытяжка загрязненного воздуха из покрасочной камеры.
  • Выброс чистого переработанного воздуха из покрасочной камеры во внешнюю среду.

Поток воздуха в покрасочной камере рассчитан так, чтобы не было воздействия на слои свежей краски, то есть при мощном движении воздуха на поверхности автомобиля могут образоваться различные дефекты, например разводы. Кратность воздухообмена в покрасочной камере достигает 20 раз за 60 минут. Это означает, что циркулирующий воздух не испытывает преград и задержек при удалении из камеры и обратной подаче.

Типы и особенности вентиляционных систем

Виды вентиляции в покрасочных камерах различаются по способу подачи воздуха:

  1. Одномоторные: благодаря установленным в надпотолочном пространстве клапанам воздух в помещении нагнетается. Окрасочный туман под давлением оседает вниз. Для таких вентиляционных систем предусмотрены особенности конструкции покрасочной камеры, а именно полнорешетчатый пол, внутри которого фиксируются фильтрующие датчики. Пыль, грязь, туман проникают сквозь полости решетки прямо в фильтры, и уже очищенный воздух естественным путем выходит во внешнюю среду.
  2. Двухмоторные: принцип работы такой же, как и в одномоторных системах, единственная разница в том, что в полу помимо фильтров установлен мотор, вытягивающий воздух наружу.
вентиляционная труба
вентиляционная труба

Приточно-вытяжные выполняют следующие функции:

  • Равномерная поддержка температуры. Приточный воздух втягивается в вентиляцию, проходит через различные очистительные фильтры и нагревательные элементы и только потом попадает в покрасочную камеру. Температура нагрева составляет 29 градусов. Воздух, который обработала система, покидает его, через специальные отверстия находящиеся по бокам пола. Такая функция делает процесс окрашивания качественным и безопасным.
  • Бережная сушка окрашенного изделия. Происходит забор воздуха из камеры для его фильтрации, нагрева до 60 градусов и обратного проникновения в бокс. В процессе сушки воздух остается чистым, поэтому исключается возможность образования каких-либо дефектов.
  • Активная циркуляция в покрасочной камере. Процесс тот же, что и при сушке, но температура остается оптимальной для человеческого организма. Циркуляция необходима для подготовки помещения к покраске, очистки от пыли и мелких грязевых частиц.

Каждая вентиляционная система обеспечивает хорошую фильтрацию воздуха, но есть некоторые моменты, которые помогут выбрать нужную вентиляцию с максимальной выгодой:

  • Двухмоторные системы гораздо лучше прогоняют воздух по камере, но требуют сложной установки и эксплуатации. При этом стоимость комплекса и поддержания вентиляции в надлежащем виде обходится дороже по сравнению с другими системами.
  • В небольших автосервисах в целях экономии лучше устанавливать одномоторную систему. При маленьком потоке машин невыгодно приобретать трудоемкую вентиляцию. С одномоторной системой нужно обязательно иметь вытяжку.
  • Для лучшего проведения покрасочных работ необходимо установить фильтры тонкой очистки в надпотолочным пространстве. В жестяном ящике происходит нагнетание воздуха с улицы. Чтобы избежать попадания грязи в чистый бокс, требуются качественные фильтрующие клапаны между воздушным коробом и боксом.
  • В полу можно проделать специальные траншеи, сквозь которые загрязненный воздух будет покидать покрасочный бокс и проходить фильтрацию перед выходом наружу. В таких отверстиях часто фиксируют моторы, отсасывающие воздух для ускорения циркуляции. Более распространен вариант с поднятием уровня пола, а именно на расстоянии примерно 15 сантиметров от основания закрепляют плотную решетку, внутри которой так же устанавливают мотор.
  • При проектировке приточно-вытяжной вентиляции самое главное – грамотно расположить оба выхода, чтобы не допустить образования «мертвых зон». Так называют воздушные потоки, которые удерживают мелкодисперсную пыль в воздухе. Из-за недостаточного воздухообмена качество покраски снижается в разы, а здоровье оператора камеры подвергается большому риску. Для предупреждения появления таких зон необходимо оснащение рабочего места воздуховодами и клапанами с регулировкой давления.

Система фильтрации: типы и особенности

Окрасочные камеры должны быть оснащены качественной системой фильтрации. Дороже обходятся рулонные фильтры заказных параметров. Если приобрести рулон и самостоятельно отрезать нужный размер, получится приличная экономия.

Различают несколько видов фильтров для покрасочных боксов:

  • стекловолоконный фильтр;
  • предварительный фильтр;
  • фильтр тонкой очистки;
  • картонный фильтр.
схема вентиляции
схема вентиляции

Каковы характеристики данных фильтров?

  1. Стекловолоконный фильтр стандартно расположен в надпотолочном пространстве. Это последняя инстанция в процедуре очищения воздуха, поступающего из внешней среды. Подлежит замене в среднем 1 раз в месяц, но может и реже, в зависимости от степени использования покрасочной камеры. Стекловолоконный фильтр задерживает даже самые мелкие грязевые частицы, поэтому относится к классу EU3. Стоимость такого изделия составляет 1500 – 1800 рублей, а замена и вовсе 300 рублей.
  2. Предварительный фильтр применяется в местах, где воздух подается в рабочее пространство. Предупреждает проникновение пыли к фильтру тонкой очистки, тем самым продлевая срок его службы и экономя затраты на замену. Стоимость предварительного фильтра составляет 3 – 4 тыс. рублей.
  3. Фильтр тонкой очистки часто называют потолочным фильтром из-за его месторасположения (приточные отсеки). Обладает способностью задерживать частицы размером 4 микрона. Надежный фильтр имеет защитное покрытие, обеспечивающее лучшую удерживающую способность, и крепкую основу для длительного эксплуатационного срока. Фильтр подлежит замене после 6 месяцев использования, иногда чаще. Стоимость изделия составляет 17 – 18 тыс. рублей.
  4. Картонный фильтр – основной очистительный элемент, через который проходит основная масса загрязненного воздуха. Внутри фильтра лаковая пыль застывает, поэтому дальше движется воздух почти на 100% чистый. Срок службы картонного фильтра долгий, а установка и утилизация очень просты. Стоимость составляет порядка 4 – 5 тыс. рублей.

Воздухоочистительные фильтры нужно размещать таким образом, чтобы их замена осуществлялась в очень сжатые сроки. Из-за быстрого загрязнения фильтрующих пластов циркуляция нарушается, что приводит к ухудшению покраски. Предпочтение следует отдавать вентиляционным системам, регулирующим подачу воздуха, для контроля мощности и скорости воздушных масс.

«Вентиляция покрасочной камеры очищает воздух от различных грязевых элементов и пыли, обеспечивает безопасность операторам-малярам, поэтому нужно правильно рассчитать расположение клапанов, фильтров, расхода воздуха и т.д. во избежание возникновения пожара и «мертвых зон».

Расчет системы вентиляции

При проведении расчетов производительности вентиляции в покрасочной камере следует знать:

  • оптимальная скорость движения воздуха составляет 25 и более сантиметров в секунду;
  • потолочные фильтры необходимо помещать по всей площади поверхности бокса;
  • оптимальна приточно-вытяжная вентиляция в покрасочной камере;
  • уровень проникания пыли в камеру не должен превышать 5мг/куб.м;
  • существует специальный таймер, контролирующий степень загрязнения фильтров;
  • расчет производительности вентилятора проходит следующим образом: P = QxTx0.36, где Т – разница температур воздуха нужного и подающегося, Q – объем помещения, а 0.36 – кратность обмена.

Расчет вентиляции – это грамотные параметры вентиляторов и нужный режим воздухообмена.

Расчет воздухообмена

В покрасочной камере воздухообмен равен 20 – 21 тыс. кубометров в час. С таким условием покраска изделий пройдет качественно, а оператор камеры не будет испытывать дискомфорт, как и вред от покрасочного тумана. Как провести правильный расчет воздухообмена? Произведением 2 параметров: объема вашего помещения для покраски и средней кратности движения воздуха. Получившееся значение и будет оптимальным для покрасочной камеры.

покрасочная камера
покрасочная камера

Два вентилятора создают лучшие условия для покраски, но и у них нужно знать мощность давления и производительность, которая измеряется в количестве оборотов вентилятора. Вентилятор для покрасочной камеры необходимо сконструировать так, чтобы максимально обезопасить помещение от возможности пожара. Нужно знать графики зависимости давления от уровня производительности воздухообмена покрасочной камеры. Графики, как правило, поставляются вместе с вентиляторами.

Обустройство вентиляционной системы

Как сделать вентиляцию в покрасочной камере своими силами? Сначала проводятся все работы, связанные с обшивкой внутреннего помещения и освещением. Материал стен должен быть огнеустойчив, а источники света размещены по всему периметру камеры.

В дополнение поверхность светодиодных или люминесцентных ламп должна быть защищена плотным материалом, который будет так же устойчив к воздействию высоких температур и растворителей. По завершению этих работ начинают монтировать вытяжную систему в пол и воздухозабор в потолок. Расчет вытяжной вентиляции проводится из следующих показателей:

  • площадь камеры и зоны вентиляционной системы;
  • температура и влажность;
  • уровень шума;
  • средняя кратность воздухообмена;
  • производительность оборудования;
  • термическое воздействие на внутреннюю и внешнюю сторону помещения.

Установка вентиляторов, высасывающих загрязненный воздух, проводится в траншеях в полу или под стальной решеткой. Тепловой вентилятор монтируется в потолок и распределяет воздух по периметру камеры к центру. В этом процессе участвуют воздуховоды, размещенные по площади бокса.

Для установки вытяжки нужно зафиксировать арматурную решетку на расстоянии 15 сантиметров от бетонного основания. В проем вставляют вытяжной вентилятор. Можно также воспользоваться теплогенератором, который работает на солярной жидкости, или тэнами – электрическими нагревателями.

пол в покрасочной камере должен быть дырявым
пол в покрасочной камере должен быть дырявым

Для облегчения процесса сушки автомобиля после покраски можно установить инфракрасные лампы, но при этом обязательна сама вентиляционная система, так как излучение не удаляет пыль и твердые частички. Преимущество таких устройств состоит в том, что сушка проходит без мощных воздушных потоков, которые при неправильной настройке могут повредить свежее лакокрасочное покрытие. Время сушки под инфракрасными лампами сокращается.

Безопасность при проектировании покрасочной камеры играет одну из главных ролей. Установка вентиляции и всех комплектующих ее элементов должна происходить из грамотных расчетов. В них должны быть учтены все моменты: качество покраски, обеспечение безопасности здоровья оператора-маляра, создание комфортных условий и др. Для этого необходимо обеспечить следующее:

  1. Ведение отчетности используемых материалов при проведении покраски даже мелких деталей, в частности выделяемых токсичных газов.
  2. Монтаж защитных клапанов на воздуховодах, оберегающих их от высоких температур.
  3. Установка дополнительных вытяжных элементов (актуально для крупных автосервисов). Позволяет улучшить воздухообмен в покрасочной камере.

Учитывая эти особенности, можно спроектировать вентиляционную систему таким образом, чтобы тяжелые примеси покидали помещение через нижние фильтры, а легкие пары выходили через верхние.

«Вытяжки, защищенные от огня, нужно закреплять в местах, где расположены краски, лаки, оборудование, столы, ванны, смеси с растворителями».

 

Следующая статья: Защита кузова и днища автомобиля от коррозии: способы защиты от ржавчины.
Предыдущая статья: Полировка авто после покраски своими руками.

Хочешь знать о покраске автомобиля все? Читай еще полезные статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *