Собираем компрессор для аэрографии

Покрасочное оборудование для аэрографии, в изобилии представленное сегодня на рынке, позволяет выполнять различные виды работ по окрашиванию любых поверхностей, начиная от моделей военной техники и заканчивая деталями кузова автомобилей, а также создавать настоящие шедевры изобразительного искусства. Однако стоимость таких систем, особенно известных производителей, довольно высокая. Неплохой альтернативой приобретению дорогостоящего оборудования может быть самостоятельная его сборка.

компрессор для аэрографа
компрессор для аэрографа

Принцип действия аэрографа довольно прост. Он заключается в распылении красящего вещества направленной струей воздуха. Прообраз аэрографа появился в конце ХIX века в США и использовался исключительно художниками для создания своих произведений.

Современный аэрограф – это сложный пневматический инструмент, использующийся не только в изобразительном искусстве и моделировании, но и при проведении ремонтных или малярных работ.

По типу смешения воздуха и покрасочного материала аэрографы подразделяются на два типа: внешнего смешения и внутреннего. Первый тип – это самые простые инструменты, использующиеся для окрашивания больших поверхностей и не предназначенные для точных художественных работ.

Аэрографы внутреннего смешения представляют собой полноценные инструменты, смешивающие воздух и краску внутри специальной распыляющей головки. Сменные сопла, входящие в комплект аэрографа, дают возможность выполнять самые разнообразные задачи.

Как собрать простейший аэрограф

Простейший аэрограф внешнего смешения можно собрать не выходя из квартиры. Для этого понадобятся:

  • корпус от любой шариковой ручки;
  • пустой стержень от шариковой ручки;
  • трубки от капельницы;
  • небольшая емкость с крышкой (лучший вариант – коробочка из-под фотопленки);
  • любое подобие воздушного насоса (компрессор для аквариума, баллончик со сжатым воздухом, ножной насос для надувания лодки и т.д.)

Сначала надо избавиться от головки стержня и промыть сам стержень, убедившись, что остатки чернил отсутствуют. В крышке емкости проделать отверстие под стержень, вставить его и закрепить с помощью эпоксидного или термоклея таким образом, чтобы стержень не доставал до дна емкости миллиметров на 5.

Верхний конец стержня с помощью проволоки, перфоленты или других средств нужно закрепить перпендикулярно корпусу ручки (со стороны его сужения) таким образом, чтобы воздух, выходящий из узкого отверстия корпуса ручки, был направлен на конец стержня.

Другой конец ручки через трубку капельницы должен быть подсоединен к насосу. Набрав в емкость краску, можно приступить к испытаниям. Поступающий в корпус ручки воздушный поток создает на выходе зону низкого давления, что заставляет краску при нормальном атмосферном давлении подниматься по стержню, где она попадает в поток воздуха и распыляется.

Изменяя расстояние между «соплом» ручки и стержнем, можно регулировать красящий факел, уменьшая или увеличивая его в размерах. Конечно, такой самодельный аэрограф или, точнее сказать, пульверизатор не подойдет для нанесения рисунков на кузов автомобиля, но для общего познания и обучения вполне сгодится.

Существует множество вариантов для собственноручной сборки аэрографов как внешнего, так и внутреннего смешения, но собрать качественный аэрограф в домашних условиях вряд ли получится. Проще будет приобрести готовый инструмент.

Для начала можно купить недорогой аэрограф китайского производства. Затраты на такую покупку составят 700-1000 рублей. Несмотря на относительную дешевизну, качество распыления у таких инструментов мало чем отличается от дорогих аналогов.

Чтобы добиться хороших результатов в окрашивании, следует знать, как выбрать компрессор для аэрографа. Подбор компрессора осуществляется исходя из модели самого краскопульта и целей, для которых он будет использован.

Если задачей инструмента будет окрашивание моделей военной техники или других небольших предметов, вполне подойдет обычный автокомпрессор, если же речь идет о покраске кузова автомобиля или стен, то без компрессора высокого давления тут не обойтись.

И если сделать качественный аэрограф своими руками практически невозможно, то самостоятельно смонтировать компрессор, ничем не уступающий заводским моделям – задача очень даже выполнимая. Такие самоделки своими руками запросто собирают энтузиасты-изобретатели у себя в гаражах. И некоторые их модели ничем не уступают заводским, а иногда и превосходят.

Как сделать компрессор для аэрографа своими руками

Для того чтобы смонтировать компрессор для аэрографа своими руками необходимо понимать принцип работы всей системы. Любое подобное оборудование состоит из нескольких основных узлов:

  • воздушный насос (для нагнетания воздуха в ресивер);
  • ресивер (для концентрации воздуха и сглаживания воздушного потока на выходе);
  • дополнительное оборудование (реле давления, манометр, редуктор, предохранительный клапан, соединительные шланги и др.);
  • платформа (для размещения на ней всех рабочих узлов).

Воздушный насос. В качестве насоса может выступать любое устройство, способное нагнетать воздух, создавая рабочее давление для аэрографа в пределах 2-2,5 атм. Не стоит пробовать использовать пылесос, фен или ручной насос, потому как подающий воздух на аэрограф компрессор такого плана не обеспечит необходимого давления.

самодельный компрессор
самодельный компрессор

Для этих целей лучше всего подойдет поршневой компрессор со старого ненужного холодильника или мембранный автомобильный компрессор для накачивания шин. Второй вариант менее предпочтительный по причине его недостаточной мощности и производительности, а также отсутствием защиты от перегрева и быстрым износом мембраны.

Такие компрессоры для аэрографа, учитывая их компактность, скорее подойдут любителям моделирования в качестве аппарата для окрашивания моделей.

Поршневой же агрегат, наоборот, обладает высокой надежностью, позволяющей холодильникам работать десятилетиями без ремонта и технического обслуживания. Мощность таких насосов дает возможность получать давление до 30 атм.

Кроме того, холодильные компрессоры высокого давления практически бесшумные, имеют защиту от перегрева (пускозащитное реле), а также в отличие от автомобильных насосов, не требуют дополнительного преобразования питающего напряжения.

Ресивер. Суть ресивера заключается в накоплении накачиваемого воздуха и подачи его равномерным потоком на аэрограф. В качестве такой приемной емкости можно использовать любой герметичный сосуд, начиная от пластиковой бутылки и заканчивая газовым баллоном.

Для небольшого покрасочного агрегата на основе автомобильного насоса идеально подойдут пластиковые резервуары, такие, как разного рода бутылки и канистры. Для мини-компрессора не потребуются ни реле давления, ни редуктор, ни предохранительный клапан, так, как давление, создаваемое таким насосом, не представляет особой опасности.

Для самодельного компрессора высокого давления чаще всего используют старые огнетушители, автомобильные ресиверы, небольшие баллоны из-под кислорода, пропана и другие герметичные емкости, способные выдерживать определенное давление. В этом случае применение вышеуказанных дополнительных приборов обязательно.

Мини компрессор из мембранного насоса

Соорудить небольшой мембранный компрессор своими руками из электрического автомобильного насоса не составит особого труда. Его производительность и качество окрашивания, конечно, будут далеки от результатов, которые дают профессиональные аппараты, но для покраски разнообразных моделей и небольших деталей вполне сойдет.

компрессор для аэрографии
компрессор для аэрографии

Самая простая конструкция представляет собой аэрограф, соединенный напрямую со шлангом мембранного компрессора. Учитывая пульсацию воздушного потока, создаваемого насосом, слои краски будут ложиться неравномерно. Чтобы этого избежать, необходимо включить в систему хотя бы самый примитивный ресивер.

С этой ролью прекрасно справится обычная пластиковая канистра объемом 3-5 л или расширительный бачок с легкового автомобиля. Преимуществом последнего является наличие выходных патрубков, что существенно упростит процесс монтажа. Стоит надеть соединительные шланги на патрубки, закрепить их хомутами, и простейший компрессор для аэрографии готов к применению.

Компрессор для аэрографа высокого давления

Для сборки такого агрегата понадобится:

  • компрессор от старого холодильника с пускозащитным реле;
  • огнетушитель порошковый (5-10 л);
  • регулируемый газовый редуктор с фильтром и манометром (продается в сборе);
  • реле давления;
  • манометр;
  • предохранительный клапан (не обязательно);
  • соединительные шланги (подойдут автомобильные для системы охлаждения, гидроусилителя руля и т.д.);
  • автомобильный топливный фильтр;
  • комплект газовых переходников, крестовина и удлинители (в каждом индивидуальном случае наименование и количество будет зависеть от самой конструкции);
  • хомуты (на шланги высокого давления);
  • лента фум или другой резьбовой уплотнитель (герметик не подойдет);
  • платформа (сварная либо иная конструкция, на что можно будет все это закрепить);
  • крепежные элементы (болты, гайки, хомуты и пр.)

Если дома не нашлось старого холодильника, приобрести компрессор можно на рынке или у специалистов, занимающихся ремонтом холодильной техники. Затраты на покупку холодильного насоса, бывшего в употреблении, не превысят 800 руб. Следует учитывать, что холодильные агрегаты бывают двух видов – поршневые и роторные. Если существует возможность выбора, лучше выбрать именно поршневой, так, как он имеет простую конструкцию и считается более надежным.

Неплохо если покупной насос будет уже оснащен пускозащитным реле, включающим пусковую обмотку электродвигателя при запуске, а также защищающим агрегат от перегрева и преждевременного выхода его со строя.

Если же реле отсутствует, можно обратиться в ремонтную мастерскую и попросить его установить, а заодно проверить состояние проводки и работоспособность самого агрегата. Ремонту такие компрессоры не подлежат, так, как имеют неразборной корпус, поэтому проверка в любом случае не помешает. Включенный насос должен работать тихо и равномерно.

Поршневые агрегаты обычно оснащены 3-мя медными трубками, одна из которых предназначена для заливки внутрь масла, две других – вход и выход воздуха. Определить где какая трубка несложно, достаточно включить компрессор и поднести к ним руку.

Из выходной трубки вместе с воздухом могут вылетать брызги масла, поэтому производить все пробы и настройки лучше в нежилом помещении. Вместо масляной трубки (обычно загнутой или залитой герметиком) в корпусе может быть заливное отверстие, завернутое болтом.

Если компрессор давно не использовался, следует сменить масло, перекусив такую трубку или отвернув болт.

Ни в коем случае нельзя пилить трубку во избежание попадания внутрь компрессора металлической стружки.

После того, как старое масло будет слито, необходимо с помощью шприца залить новое. Лучше всего использовать специальное масло для компрессоров или трансформаторное. Объем заливаемой смазки зависит от марки и размера насоса и в среднем составляет 300-500 мл.

Не включайте компрессор без масла, это приведет к заклиниванию механизма.

При интенсивном использовании менять масло рекомендуется раз в полгода. После заливки трубку необходимо «заглушить», исключив протекание. Лучше всего проделать это посредством завинчивания в трубку шурупа с резиновой шайбой. После этого следует включить агрегат и оставить его работать минут на 10-15. Если все работает без сбоев можно переходить к следующему этапу – подготовке ресивера.

Идеальным вариантом будущего ресивера для аппаратов высокого давления является порошковый огнетушитель объемом 5-10 л. Приобрести его можно на рынке, в автомобильных магазинах или на станции заправки огнетушителей. Избавится от его содержимого лучше на улице, так, как находящийся внутри порошок может быть токсичен.

По завершении этой операции необходимо определиться со способом подключения входного и выходного шлангов. Учитывая, что резьба под вентиль огнетушителя не совпадает со стандартами переходников для водо-газопроводных труб, лучшим решением, конечно, будет обратиться за помощью к знакомому токарю, который и отверстия проделает, и переходники выточит. Не лишним будет попросить его нарезать резьбу и под аварийный клапан, если таковой имеется.

заводской компрессор
заводской компрессор

Достать такой клапан весьма сложно. Его использование не обязательно, но, как говорят, на всякий случай пригодится, если вдруг реле давления откажет. Если нет возможности воспользоваться услугами токаря, можно закрепить необходимые элементы посредством холодной сварки. Такое соединение, естественно, не будет отличаться высокой надежностью, но некоторые умельцы пользуются именно этим методом.

Монтаж системы лучше начинать с воздушного насоса. На входную трубку компрессора с помощью шланга и хомутов устанавливается автомобильный топливный фильтр тонкой очистки. Он предотвратит попадание внутрь насоса пыли, песка и других нежелательных веществ. Выходную трубку посредством того же шланга и хомутов соединяем со входом в ресивер.

На установленный в горловине огнетушителя переходник навинчивается крестовина, в верхнюю часть которой на резьбовом соединении крепится реле давления, предварительно подключенное к самому насосу.

Справа, через переходник закрепляется редуктор с манометром и фильтром, а слева, также через переходник – вентиль для стравливания воздуха. Соединительный шланг от аэрографа надевается на штуцер фильтра на выходе и зажимается хомутом.

Все, монтаж завершен. Далее следует провести пробный запуск и отрегулировать рабочее давление путем настройки редуктора и реле. Оптимальной будет настройка, при которой реле выключит насос при достижении 6-7 атм, а включит при его падении до 2-2,5 атм.

Если все работает как надо, можно приступать к закреплению составляющих узлов на платформу. Каким образом это осуществить, зависит от типа платформы, но в любом случае это дело несложное и индивидуальное.

Преимущества самодельного компрессора высокого давления

Описанный выше компрессор, настроенный должным образом, по своей производительности и качеству ничем не уступает производственным аналогам, и даже имеет ряд преимуществ:

  1. Стоимость такого агрегата вдвое меньше самой дешевой заводской модели;
  2. Уровень шума холодильного компрессора гораздо ниже компрессоров, представленных в продаже;
  3. Все узлы и детали самодельной установки, в случае их выхода из строя, можно без труда самостоятельно отремонтировать или заменить.

 

Следующая статья: Вытяжка покрасочная.
Предыдущая статья: Шпаклевка автомобиля своими руками, видео.

Хочешь знать о покраске автомобиля все? Читай еще полезные статьи:

1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *