Помещения для окрашивания автомобилей представляют собой усовершенствованные технологические помещения, предназначенные для ремонта и обновления автомобилей. В таком боксе большинство рабочих режимов автоматизировано, что существенно облегчает деятельность оператора.
Одним из главных преимуществ такого помещения является максимальная простота эксплуатации.При создании покрасочных камер используются только современные фильтрующие материалы, благодаря которым воздух в помещении очищается от паров лакокрасочных материалов максимально эффективно.
Такие камеры являются незаменимым элементом для большинства современных автосервисов, но к выбору подобного оснащения нужно подходить очень внимательно. В нашей статье рассмотрим особенности проектирования покрасочного автосервиса.
С чего начать строительство?
Приняв решение соорудить покрасочную камеру для проведения кузовных работ, необходимо сразу же подумать о предполагаемом количестве прибыли и составлении проекта строительства. Также нужно учесть производительность камеры и предполагаемое количество сотрудников.
Обычно для полноценной работы цеха по покраске автомобилей необходим как минимум 1 маляр, а также – несколько разборщиков и рихтовщиков. Набранный персонал нужно обучить новейшим технологиям покрасочных работ, а в цеху постараться организовать мини-лабораторию по подбору красок.
Как видим, работы много, и чтобы окончательно запутаться, необходимо составить подробный проект покрасочной камеры.
Основные компоненты
К основным элементам покрасочной камеры относятся:
- Помещение (корпус);
- Фильтровальная система;
- Приточная вентиляция;
- Вытяжная вентиляция;
- Теплогенератор.
Главным элементом любой покрасочной камеры является корпус и система вентиляции. Вентилятор способствует очищению воздуха в помещении от стойких запахов лакокрасочных материалов. В одной камере может быть установлено две вентиляционных системы.
Одна из них будет нагнетать чистый воздух в помещение кузовного сервиса (приточная), а вторая в этот момент осуществляет выведение частиц краски (вытяжная). Камеру можно оснастить только одним вентилятором, и в этом случае при нагнетании чистого воздуха в помещении создаётся повышенный уровень давления.
Благодаря тому, что воздух подаётся сверху вниз, частички краски преобразуются в туман, оседают и выводятся на улицу через специальное отверстие.
Принцип работы покрасочной камеры выглядит следующим образом: поступающий с улицы воздух нагревается системой до необходимого уровня (обычно для окрашивания автомобилей необходимо в помещении сохранять температуру на уровне 20 градусов).
После нагревания воздух проходит систему фильтров и поступает в покрасочный бокс. Далее, вобрав все вредные пары красок, воздух проходит вытяжную систему фильтров и вентиляцию, после чего — выводится наружу.
Если покрасочная камера оснащена качественными фильтрами, то воздух выводится за пределы бокса максимально очищенным. Практически все режимы работы в современных покрасочных боксах автоматизированы.
Ещё одним важным конструктивным элементом покрасочной камеры считаются осветительные приборы. Плохой свет не позволяет мастерам увидеть различные изъяны и дефекты на поверхности кузова и качественно их устранить.
Освещение в покрасочной камере обычно представлено люминесцентными приборами или обычными галогеновыми лампочками дневного света. Иногда владельцы таких помещений увеличивают денежные траты, оборудовав покрасочную камеру светодиодными осветительными приборами.
Вообще специалисты рекомендуют монтировать в камерах кузовного сервиса врезные лампы со стеклянным рассеивающим элементом. От ламп, покрытых пластиком, лучше отказаться. На пластике часто появляются царапины, в результате чего качество света ухудшается.
Покрасочный бокс — особенности конструкции
Схема покрасочной камеры всегда зависит от конструктивных особенностей постройки. Сейчас известны несколько разновидностей покрасочных боксов:
- Оснащённые одним мотором;
- Камеры с двумя моторами;
- Тупиковые помещения;
- Помещения, где подача металлоконструкций осуществляется вручную;
- Боксы, в которых подача металлоконструкций производится механическими методами;
- Проходные помещения;
- Боксы с верхними путями.
Главной особенностью тупиковых покрасочных камер является наличие возможности поворота автомобиля для удобного и равномерного окрашивания со всех сторон. Проходные боксы позволяют передвигать металлоконструкции по специальной ленте в процессе окрашивания.
В одномоторных боксах вентиляционная система представлена всего лишь одним агрегатом, подающим воздух в помещение сверху вниз и создавая тем самым высокий уровень давления. Под его воздействием происходит опускание покрасочного тумана вниз и выведение его из помещения через нижнее вентиляционное отверстие.
К сожалению, одномоторные покрасочные камеры приводят к сильному загрязнению окружающей среды, поэтому их сейчас используют очень редко. Более оптимальным вариантом вентиляции для покрасочного блока будет двухмоторный агрегат.
Его основу составляют два мотора, каждый из которых выполняет только одну функцию. Один мотор отвечает за нагнетание чистого воздуха, а второй – за выведение грязного, с парами красок.
Правильно спроектированная покрасочная камера позволит получить качественно окрашенный автомобиль, затратив при этом небольшое количество краски и сохранив чистоту рабочего места и здоровье маляров.
Выполнить все рекомендации по сооружению покрасочного бокса можно, если уделить много внимания проектированию такого объекта. Готовая конструкция должна соответствовать следующим параметрам:
- Площадь фильтра на потолке;
- Производительность и мощность вентиляторов;
- Правильное расположение приборов освещения;
- Скорость воздуха внутри фильтровального оборудования;
- Площадь фильтра, располагаемого на полу.
Правила расчёта потолочных и напольных фильтров
Воздушный фильтр — важный конструктивный элемент любого автосервиса, занимающегося окрашиванием автомобилей. Их располагают равномерно в помещении, где осуществляется окрашивание автомобильного кузова. Такие фильтры бывают двух разновидностей, для пола и потолка.
Потолочный фильтр для покрасочной камеры устанавливают так, чтобы при необходимости его можно будет легко демонтировать. Для бесперебойной работы системы очистки покрасочного бокса необходимо изначально правильно произвести расчёт минимальной площади фильтровальных элементов.
Каждый из этих типов фильтров должен обеспечивать максимальную эффективность очистки бокса (показатели должны превышать цифру в 99%). В связи с этим очищение выполняется поэтапно:
- Вначале из воздуха убираются большие частицы краски;
- На последующих этапах из воздуха убираются мелкие частички.
Такая методика требует применения фильтров мелкой очистки, благодаря которым пыль из уличного воздуха не оседает на поверхности окрашенных металлоконструкций. Чтобы рассчитать минимальную площадь фильтров для потолка, нужно точно знать уровень номинального потока воздуха в покрасочной камере.
Этот параметр нужно будет разделить на номинальный показатель потока воздуха в эксплуатируемом фильтре. Результатом таких расчётов будет минимальная площадь поверхности фильтров. Естественно, для достижения максимальной эффективности всей системы необходимо монтировать в боксе фильтры большой площади.
Аналогичным способом можно вычислить минимальную площадь для фильтров на полу.Вообще фильтр напольный для покрасочной камеры состоит из двух конструктивных элементов: несущей обрешётки и фильтровальных элементов.
Чертёж покрасочной камеры создаётся в нескольких вариантах. Каждый из них имеет свой тип обрешётки с фильтрами. Решётка может располагаться прямо под автомобилем, либо под колёсами транспортного средства.
Кроме того, обрешётка может покрывать пол камеры полностью, а фильтровальные элементы в таком случае будут находиться ниже уровня обрешётки на несколько сантиметров.
Создание освещения в боксе
Камеру для окрашивания авто лучше всего оснащать потолочными и стенными светильниками, равномерно распределёнными по комнате. Также рекомендуется установить несколько дополнительных осветительных приборов на задней стене бокса.
Для качественной покраски автомобиля важно, чтобы осветительные приборы не способствовали появлению мерцающего эффекта. Для покрасочных камер наиболее удобными являются длинные лампы, монтируемые в шахматном порядке, по вертикали. Также можно оборудовать помещение люминесцентными осветительными приборами.
Пожарная безопасность
Покрасочная камера для металлоконструкций имеет один существенный недостаток — она обладает высокой пожарной опасностью. Обустраивая такое помещение, нужно большое внимание уделить требованиям безопасности. При сооружении покрасочных боксов должны соблюдаться не только нормы строительства, но и правила обустройства электросетей.
Все элементы помещения и вентиляционное оборудование должны оснащаться надёжной защитой против взрывов. При оборудовании стен теплоизоляционными материалами необходимо обратить внимание на высокую устойчивость материалов к возгоранию.
Наилучшим утеплителем для таких комнат будет минеральная вата. Пожаротушение покрасочной камеры – элемент, которым необходимо в обязательном порядке оснастить бокс автосервиса. Внедрение системы пожаротушения необходимо отметить в проектном плане.
Для увеличения пожарной безопасности бокса необходимо оборудовать теплообменник специальным термостатом, выполняющим защитные функции.
Также нужно оборудовать пульт управления специальной кнопкой, позволяющей при возникновении аварийных ситуаций блокировать работу подающего воздушного клапана (в результате чего поступление сжатого воздуха прекратиться). В помещение обязательно должна присутствовать система заземления электрических приборов.
Покрасочная камера – это функциональный автоматический механизм, обеспечивающий безопасность и высокую скорость работы, а также – высокое качество окрашивания изделий. Принцип действия камеры заключается в том, что в специальную кабину при помощи систем вентиляции подаётся сжатый очищенный и нагретый до нужной температуры воздух с улицы.
Созданная в боксе атмосфера позволяет провести качественную покраску автомобиля, а после завершения процедуры – вывести все опасные соединения через особое вентиляционное отверстие.
Несколько раз приходилось восстанавливать лакокрасочное покрытие автомобиля в специализированных покрасочных камерах. Имею также опыт самостоятельной подкраски автомобиля просто в гараже. Качество несравнимое. В общем то автомобиль уродовать нельзя.
Для тех, кто хочет заняться покраской автомобиля профессионально — первый шаг -строительство камеры. В статье подробно описан процесс проэктриования и создания покрасочной камеры
Проект интересный, но, по-моему, чтобы подготовить такой бокс, потребуется масса времени, усилий и немалых денежных затрат. Стоит ли овчинка выделки? Проще обратиться к профессиональным мастерам этого дела.