Для любого автосервиса ремонт автомобилей, побывавших в аварии, — основная статья дохода. При этом важно, каким оборудованием пользуются мастера.
Стапель для рихтовки кузова
Можно выделить три больших группы, в которые входит инструмент для рихтовки авто:
- Ручные инструменты для рихтовки автомобиля
- Споттеры для рихтовки панелей кузова
- Стапели для восстановления геометрии автомобиля и коррекции перекосов
Особенно выделим среди остальных инструментов для рихтовки именно платформенный стапель. Этот прибор использует современные технологии для того, чтобы корректировать геометрию кузова автомобилей.
Чтобы понять устройство стапеля, не нужно на самом деле иметь семи пядей во лбу. Стапель – это платформа, на которой есть движок и подъёмник. Сам кузов крепится на платформе, для этого используют так называемые струбцины.
Струбцина соединяется с металлом с помощью магнита или другими способами. Устройство может двигаться по всей площади кузова; этим достигается его поразительная способность добраться куда угодно. Стапель – устройство удобное, поскольку его могут выдержать машины весом до 5 тонн.
Кстати, если вам попалась машины с заблокированными колёсами, дверьми и прочим, то стапель справится с этим. Этим он отличается от иных рихтовочных инструментов.
Следует напомнить, что в комплекте со стапелем идёт масса измерительных приборов. Они помогают отследить качество проводимой корректировки. Если в кузове сильный перекос, это поможет выправить ситуацию.
Рихтовка с помощью споттера
Значительная часть кузовного ремонта в автомастерских приходится на корректировку вмятин на дверях, порогах, крыльях автомобиля. Споттер помогает сэкономить деньги и время при ремонте вмятин. Не забывайте качественно подготовить деталь перед работой.
Рихтовка авто начинается с того, что нужно укрепить споттер. Некоторые устройства поддерживают возможность магнитного прикрепления. Эта возможность помогает закрыть дверь полностью, и работа станет удобнее.
После этого приварите шайбы и поправьте дефектный участок, зацепляясь за каждую из шайб по очереди; используйте обратный молоток.
Стенд для вытягивания кузова, своими руками собранный или купленный в магазине, — это важнейший инструмент, который применяют все мастера-рихтовальщики. Без него сделать рихтовку попросту невозможно.
Что касается ручного инструмента, его также можно размножить на типы:
- Ударные инструменты, например, киянки и молотки
- Ложки и поддержки
- Крючки и рычаги для вытягивания металла
Если у вас есть все эти предметы, то ремонт для вас не составит труда. Кроме того, вам понадобятся устройства для шлифования, например, рихтовочный напильник, абразивные смеси, а также некоторые электрические агрегаты.
Ручной инструмент: киянки и молотки
Молотки, предназначенные для рихтовки, значительно отличаются от строительных молотков. Главное отличие заключается в форме исполнения рабочего бойка. Он немного закруглён, и при этом хорошо отполирован. С противоположной его стороны имеется наконечник в виде клюва.
При желании вы и сами можете создать такой молоток, если у вас найдутся способности, желание и инструменты для этого. Отметим, что для проведения рихтовочных работ не требуется тяжёлых молотков, поэтому инструменты для рихтовки часто мало весят, но приносят много пользы.
Часто можно встретить и такие молотки, которые выплавили из цветмета либо из обычных металлов: из алюминия, меди или латуни. Последнее время на прилавках можно увидеть также текстолитовые инструменты либо молотки из твёрдого пластика.
Бойки из такого материала меньше наносят ущерба обрабатываемой поверхности. В случае же, если вам необходимо сохранить лако-красочный слой кузова, то можно использовать резиновые молотки.
В работе мастера-рихтовальщика используются всего четыре вида молотков:
- Молот для правки и выкатки;
- Чеканочный аналог;
- Инерционный молоток;
- Молот для загибания фланцев.
Молоток для правки
Такой вид молотка – это основное средство, которое используют для того, чтобы выколотить и отрихтовать деталь. Молоток для правки бывает разных форм. В таком молотке важно, чтобы бойковая часть была крепко насажена на рукоять и не люфтила – в таком случае рихтовка кузова своими руками пройдёт удачно.
Кроме того, следите, чтобы шнек ручки не имел заусенцев и трещин, потому что от этого зависит безопасность работы.
Кроме того, нужно знать, что ручка у этого инструмента обычно делается нетолстой. Молоток должен пружинить во время работы, а толстая ручка будет этому только мешать. Что касается бойка, одну его сторону стоит сделать круглой, в то время как другую – квадратной. Так инструмент будет куда более универсальным.
Молоток для чеканки
Это не то же, самое что и инструмент для правки. Нет, он похож на затупленный конус. Чтобы представить, как он выглядит, срежьте кончик конуса. Или купите молоток для чеканки в магазине.
Молот инерционный
Инерционный молоток – вещь очень полезная. Он может делать вытяжку проблемных мест кузова. Он может даже делать это в тех местах, куда остальные молотки не всегда доберутся – в этом его плюс.
У него есть ограничитель, за счёт которого деталь быстро превращается в прежнюю. Инерционный молоток обычно оснащается рядом насадок. Используйте нужную насадку в нужном случае.
Молот фланцевый
Фланцевый рихтовочный молоток с двух сторон оснащён оперением, которое повернуто на угол в 90 градусов.
Киянка
Киянка – инструмент, который у всех на слуху. Этот инструмент пригодится вам всегда, он делается из самых твердых сортов древесины. Более того, ручка киянки делается из ясеня. Ясень обеспечивает ей отличные качества.
Боёк у неё в виде цилиндра. Между тем, поскольку лесов осталось немного, киянки начинают делать из резины – очень прочной. Изготавливают их и из синтетических материалов. Можно встретить даже из кожи.
Более дорогие модели сделаны так, чтобы бойки можно было менять в процессе работы – это и правда очень удобно. Такой рихтовочный инструмент подходит для обращением с алюминием или сталью.
Подкладные штампы, поддержки, наковальни в деле рихтовки
Чтобы произвести рихтовку, специалисты используют разнообразные поддержки, которые заменяют инструмент. Обычно это крупные металлические бруски. Они совпадают по размеру с деталью, которая требует корректировки.
Вы должны иметь набор таких поддержек, чтобы они помогали вам в разных ситуациях, когда требуется выправить кузов.
Очевидно, что разные повреждения требуют разных инструментов, поскольку у каждого дефекта разнится толщина металла, кривизна, размер.
Раз уж вы используете молот, то наковальня – это та вещь, которая сразу напрашивается в пару к нему. С одной стороны повреждённой детали ставят наковальню, а по другой ударяют молотом. И если вы хорошо выбрал штамп подложки, то процесс выправки пройдет быстро и без особых усилий с вашей стороны.
Однако в случае, если у вас нет рядом поддержки, которая подошла бы к конкретной вмятине, вы можете использовать любые предметы, которые сойдут на роль поддержки. Такой вещью может оказаться очень большой молот или топор – да всё, что угодно.
Перед тем, как использовать такую импровизированную наковальню, вы должны хорошенько отчистить её поверхность. Чем более гладкая её поверхность, тем менее будут заметны на детали следы от ударов молотком, когда рихтовка кузова будет завершена.
Ударные полотна и ложки, как кузовной инструмент
Если вам нужно вытянуть металл и сделать его ровным – вам в помощь пойдут особенные ложки, которые для этого и предназначены. Бывает, что до обратной стороны детали вообще никак не добраться.
Что тогда? Тогда ложки опять вас выручат. Форма такой ложки зависит от формы самого объекта. Посмотрите, всё ли вы учли. Например, достанет она до нужного места или нет. Или можно будет её развернуть, чтобы провести рихтовку. Немаловажно, зачем вы вообще собираетесь ложку использовать: нужна вам выколотка или рихтовка?
А вот ремонт крыши – процедура незамысловатая. Тут можно обойтись и обычной ложкой, без излишеств и претензий. То есть, без изгибов. Если боитесь за лонжерон, то обзаведитесь подкладку, которая убережет его от повреждения инструментом.
Его, кстати может повредить и давление при натяжке, поэтому лучше действительно подложите от греха подальше. Тут нужно быть внимательным. Когда вы вытягиваете металл верх, хорошенько стучите по буграм, иначе никогда не выправите деталь.
Оборудование для рихтовки автомобилей – это также и ложки для внутренней рихтовки. Конечно, все знают, что дверь авто – это две половинки, волею конструктора скрепленные вместе. Так вот, чтобы рихтовка прошла на ура, — снимите дверь.
Снимите её с петель и положите на верстак, стол, короче говоря, любую твердую поверхность. Но эта поверхность не должна царапать, иначе рихтовка без покраски – вам не удастся. В крайнем случае подложите пачку газет под дверь. Не ленитесь снимать дверь. Так у вас будет больше места, чтобы изогнуться и выправить особо заковыристый участок.
Итак, вы справились с первой своей миссией, а именно начерно выправили и выровняли деталь. Самое время развернуть вашу ложку так, чтобы она ещё и заодно рихтовку делала. Двойная польза!
Случилось так, что вы никак не можете попасть в какую-то область детали. Тогда вам нужен штамп с длинной ручкой. Этот инструмент для рихтовки можно и не использовать, если честно. Достаточно только просверлить отверстия.
Технологические отверстия, если быть точнее. Но не волнуйтесь, их не будет видно, вы же их просверлили изнутри. Надеюсь, действительно изнутри, иначе придётся шпатлевать.
Есть ещё такие ложки, которые нужны для отделения остова от внешних панелей. Их ещё часто применяют, когда надо устранить результаты сдавливания. Вы просто вставляете свой инструмент в отверстие между панелью и каркасом, а затем двигаете в разные стороны.
И так пока детали не разойдутся – всё просто. Используя такой инструмент, своими руками можно добиться больших результатов. Его лезвие, в том числе, можно применять для подкладки, если требуется выправить панель.
Рычаги и крюки
Крюки и рычаги могут пригодится, если вы внезапно обнаруживаете, что под внешней обшивкой кузова что-то скрывается. Ну, например подштамповка или полка. Или что угодно. Чтобы справиться с этим, вы вставляете в технологическое отверстие крюк ли рычаг.
Смотрите по ситуации, что лучше вставить в данный момент. И какой формы. Крюк упрётся во внутреннюю стенку и зацепит всё, что нужно зацепить.
Инструменты для шлифования
Некоторые мастера вполне заслуженно вместо шлиф-машины используют дрель с насадками. В патрон зажимается стержень с резьбой, а сверху надевается диск и твердой резины. Его толщина может составлять полтора сантиметра. На диск уже надевается круг, сделанный из шкурки. Вы вполне можете сделать такое устройство сами.
Но никто не отменял традиционные машинки для шлифования. Это очень полезный инструмент, и он удобней дрели. Если у вас нет ни того, ни другого, придется шлифовать вручную: инструменты для авто не ограничиваются только механическими изделиями!
Не шлифуйте шкуркой самой по себе, используйте брусочек, и вы сможете через некоторое время отшлифовать деталь. Теперь вы знаете, как называются основные инструменты для рихтования автомобиля, а также то, как происходит сам процесс рихтования.
Целый арсенал приспособлений для ремонта кузова. Я все-таки сторонник того, чтобы такие работы выполняли профессионалы, можно попробовать и самому, но если нет опыта, то можно сделать еще и хуже.